Тампль
(le Temple) — старинное здание в Париже, от которого в настоящее время не осталось ничего, кроме названия улиц, бульвара и предместья. Это здание принадлежало ордену тамплиеров (храмовников) и было основано в 1222 г. Губертом, казначеем ордена. Когда в 1312 г. Филипп Красивый завладел имуществом тамплиеров, он сам поселился в Т.; позже уступил его иоаннитам. После революции Т. в качестве тюрьмы заменил Бастилию. Здесь был заключен Людовик XVI с его семьей. В 1816 г. принцесса Бурбон-Конде основала в Т. женский м-рь; комната, служившая тюрьмою Людовика XVI, была переделана в капеллу. При Наполеоне III-м Т. был снесен и на его месте разбит сквер.
Новый Тампль был сердцем Ордена тамплиеров на Британских островах. Они переехали туда около 1161г., после продажи Старого Тампля. Новое место выходило к югу на Темзу, и на Флит-стрит (Fleet Street) – к северу. Предположительно, что место было приобретено у графа Лейчестера, но нет никаких документальных доказательств этому. Новый Тампль, как и Старый, лежал за пределами городских стен.
Место Тампля в наши дни принадлежит обществам Внутреннего и Среднего Тампля. Монастыри могут быть современными, но они имеют те же помещения, что и при тамплиерах, а по описи имущества, сделанной в 1308г. после ареста храмовников, мы можем реконструировать местоположение других зданий. В XIVв. южная стена монастыря была образована внешней стеной Залы Рыцарей. На этом месте сейчас находится Зал Внутреннего Тампля. Остатки средневековой каменной кладки находятся в западной стене Зала Внутреннего Тампля. За дверью Зала находится часовня, которую инквизиторы в 1308г. называли Часовней св. Марии (Chapel of Blessed Mary), но поздние писатели упоминали, что часовня посвящена св. Томасу, которая была разрушена в 1826г.
Монастырский двор еще виден на карте Лондона Огилби от 1677г., и опись имущества 1308г. показывает, что комплекс зданий вне монастыря включал кладовую и амбар с палатами над ним, кухню, конюшню и пивоварню. На внутренней стороне огороженной территории были спальни, гардеробная магистра и отдельные кельи для сановников Ордена.
Скот включал 5 лошадей, 1 больную лошадь, 30 свиней с поросятами и сеном ценой 78 шиллингов 8 денье, рожь, овес и солод в амбаре, который был продан за 40 шиллингов, и плоды из сада и огорода, ценой 60 шиллингов. Список расходов включает выплаты заработной платы тем, кто был нанят Орденом до арестов. Адам Каменщик получал 4 денье в день. Т.к. он единственный, кто указан каменщиком, возможно, он был скорее привлечен для восстановления здания, чем для основных строительных работ. Также указаны 6 сержантов, каждый получал 3 денье в день, садовник (плата 2 денье в день) и привратник (полтора пенни в день). Это не выглядит большой организацией, управляемой такой основательной администрацией, включающей рыцарей, сержантов, 8 капелланов и 6 клириков. Где же повара и прислуга, конюхи и рабочие? Вполне возможно, что, узнав о грядущих арестах, большинство из них были уволены или бежали.
Строительство Нового Тампля было начато в 1166г. Большая круглая церковь была построена в 1185г., ее посвятили Деве Марии, и она была освящена Патриархом Иерусалимским Ираклием. Церковь, которую мы можем видеть сегодня, реконструирована после частичного разрушения зажигательными бомбами 10 мая 1941г. Была разрушена деревянная крыша, и это привело к тому, что некоторые каменные колонны раскололись. Церковь была фактически перестроена и освящена в 1954г.
Помимо разрушений от немецких бомб, имели место также другие изменения. В 1678г. церковь св. Анны была взорвана порохом при попытке остановить продвижение огня к главной церкви. Тогда все здания в монастыре были разрушены, частично из-за того, что для тушения пожара использовалось пиво, так как река Темза была покрыта льдом, и не было возможности использовать ее воду. Причиной больших разрушений было и то, что Лорд-мэр отказался предоставить какую-либо помощь, так как считал себя оскобленным тем, что его со свитой не пустили на территорию Тампля. Перестройки в церкви в XVII и XVIIIвв. отражают перемены во вкусах и литургических обычаях. Сэр Кристофер Рен (Christopher Wren) добавил панельную обшивку и скамьи со спинкой; и кафедра проповедника была украшена херувимами. В XVIIIв., как поменялась архитектурная мода, были добавлены зубчатая стена, контрфорсы и колокольня, чтобы сделать церковь более "готической". Готическое направление было продолжено Робертом Смирке (Robert Smirke) в 1825г. при реставрировании. Смирке также начал основные восстановительные работы в интерьере, но деньги закончились до того, как были завершены работы. В 1840г. общества Внутреннего и Среднего Тампля проделали генеральную реставрацию, в ходе которой были убраны стенные росписи, скамьи со спинками, органная ширма, и вычищена вся известка, которая была нанесена на стены в течении предыдущих столетий. В результате обнаружились следы золотой и серебряной краски на потолке.
Церковь, которую мы видим сегодня, лишена краски и орнамента, обнажена до своей каменной основы. Во времена тамплиеров там могло быть буйство красок, света и звука - восемь капелланов служили непрекращающиеся мессы. В 1308г. по описи имущества видно, что часть храма была устлана коврами, и на пяти алтарях стояли канделябры и святые сосуды в серебре, позолоте, слоновой кости. Интерьер был увешан знаменами, и в целом производил богатое впечатление.
Различные облачения и реликвии были найдены в ризнице. Реликвии содержались в позолоченном ларце и включали в себя меч, которым был убит Томас Бекет (Thomas Becket), и 2 креста с частицами Святого Креста, на котором был распят Христос. Члены оценочной комиссии признались, что не в силах оценить стоимость реликвий.
Самая ранняя архитектурная деталь, существующая сегодня, это западная дверь, используемая для больших религиозных процессий. Она представляет собой семиарочный дверной проем в норманнском стиле, украшенный орнаментальной кладкой с небольшими выступами, и статуями в нишах. Дверной проем защищен папертью, которая соединялась с галереями. Похожие дверные проемы можно наблюдать в приорстве Данстэбл (Dunstable Priory), аббатстве Сент-Олбанс (St Albans Abbey) и Илийском кафедральном соборе (Ely Cathedral), и, скорее всего, это работа не иностранных скульпторов, а местных мастеров. Полагают, что статуи в дверном проеме олицетворяют тамплиеров, но это бездоказательно, все они безбороды, и некоторые носят туники, застегивающиеся на шее, по моде, которая появилась после ареста тамплиеров.
Хоры, или облонг, были освящены на Праздник Вознесения в 1240г. в присутствии короля Генриха III. Они сделаны в ранне-английском стиле, со сводчатыми окнами, и крышей, поддерживаемой полированными Пурбекскими (Purbeck) мраморными колоннами. Хоры имеют три нефа (боковых придела) и пять пролетов, с расчерченной на квадраты восточной частью.
В ходе земляных работ во время реставрации 1950г. под церковью было обнаружено то, что можно было бы назвать "тамплиерским сокровищем". Это была крипта, находящаяся под южным нефом, и построенная явно до 1240г., т.к. хоры были построены над ней. Она состояла из помещения 42 фута длиной и 13 футов шириной, с каменной скамьей, идущей вдоль стен, над которой были шкафчики с деревянными дверьми. Также там имелись три окна, которые были замурованы. Такое впечатление, что стены были украшены прямоугольными линиями и черными большими и маленькими кругами. Если это была сокровищница, она могла остаться от счетной палаты (постоянное казначейство). Если же подземная комната не являлась казначейством, была ли она комнатой для секретных капитулов, либо кельей, упомянутой в описи имущества от 1308г.?
Наиболее ярким воспоминанием о тамплиерах служат лежащие в церкви скульптурные изображения рыцарей. Возможно, они являлись не полноправными рыцарями Ордена, но ассоциированными членами, которые приняли орденские одежды, чтобы быть похороненными на земле Ордена и по его обычаям. Одно из изображений вероятно принадлежит Уильяму Маршалу (William Marshal).
Отношения Уильяма Маршала с Орденом имели давнюю историю. Он сражался бок о бок с ними в Святой Земле в дни своей юности и дал там обет умереть в тамплиерском одеянии и купил два шелковых платья для этой цели. Его личным казначеем был тамплиер, брат Жоффруа, который составил завещание Маршала, по которому тамплиерам отходил манор Аплиден (Upleaden). В агиографическом рассказе о последних часах Маршала в "Истории Гийома Маршала" утверждается, что послали за магистром тамплиеров Эймери де Сент-Мор (Aimery de St. Maur), и Маршал был накрыт орденской одеждой, как и предписывал в своем завещании. Его тело было перевезено в аббатство Ридинг (Reading Abbey) для мессы, а затем – в Стейнс (Staines), где великие бароны королевства присоединились к кортежу. После мессы в Вестминстерском аббатстве (Westminster Abbey) он был погребен в церкви Тампля возле своего старого друга Эймери де Сент-Мора, который скончался к тому времени. Менее благосклонный источник утверждает, что Уильям предпочел умереть в тамплиерской одежде потому, что был отлучен от церкви епископом Фернса (Ferns) за территориальный спор. В противном случае запрещено было бы хоронить его на освященной земле.
Эти скульптурные изображения находятся не на своих первоначальных местах в церкви. Семь из них, вероятно, принадлежат каменным гробам, обнаруженным в 1827г. и перезахороненным в центре церкви. Тайной является не только происхождение скульптур, но также и их первоначальное количество. Стоу (Stow) в 1598г. описывал восемь изображений. Девятая была добавлена в 1728г. Стоу пишет, что четыре скульптуры с перекрещенными ногами – это Уильям Маршал и его сыновья. Вполне возможно, что некоторые скульптуры представляют членов семьи Маршал, а одна может принадлежать Жоффруа Мандевилю (Geoffrey de Mandeville). Ни на одной из них нет орденских знаков и эмблем, так что они выглядят ассоциированными рыцарями.